Пожалуй, из всех лондонских театров именно с ним путаницы больше всего. Во-первых, здание его похоже более на биржу, чем на театр. Во-вторых, это не единственный театр, освящённый традиционным титулом наследника британского престола. Существовал ещё столичный театр с парадоксальным названием «Королевский театр принца Уэльского» (в самом деле, если уже «королевский», то почему – наследника, будущего короля?).
130 лет с двумя антрактами
Он открылся в 1884 г., в конце периода «театральных бунтов». И посейчас никто не может исчерпывающе объяснить, почему театр, любимое развлечение горожан, вдруг стал нерентабельным в период сугубой экономической стабильности. Во всяком случае, в новеньком «Театре Принца» (так он назывался первые 2 года) чернь, не способная больше платить за билеты, тоже калечила мебель и устраивала облавы на актёров.
Здание, построенное на деньги сэра С.Дж. Фиппса для знаменитого лондонского актёра и антрепренёра Эдгара Брюса, представляло собой классический театр с одной сценой и трехуровневым залом на 800 зрителей. Брюс сумел заинтересовать фабрику комедии «Гилберт и Салливэн», и первой постановкой был феерический гилбертовский «Дворец Правды». Возможно, это определило репертуар театра на все последующие годы. Тем более что комедия всегда пользовалась спросом: например, на сборы театра Принца Уэльского от «Дороти» (1884 – 1888 гг.) был построен лондонский Театр Лирики.
В 1937 г. менеджеры театра сочли вместимость зала недостаточной. Здание было полностью снесено. Менее чем через год театр возродился на прежнем месте, в том виде, в котором существует и посейчас: 1100 мест, выдающийся фасад в стиле арт-деко, характерная башенка. И через 3 года… едва не был закрыт снова: демонстрация чаплинского «Великого диктатора», запрещённого в Европе («дабы не дразнить гусей»), была сочтена чуть ли не государственной изменой. По иронии судьбы, бомбы самого «Великого диктатора» во время массированных налётов на Лондон пощадили театр: заряд упавшей на задах полутонки сдетонировал не полностью, а от двух 800-килограммовок, выпотрошивших соседний Трокадеро-центр, театр защитила мощная стена центра.
Очередную перестройку театр перенёс в 2004-м. Нынешнему владельцу (Кэмерон Макинтош, самый успешный, по версии «Нью-Йорк Таймс», продюсер мира) не пришло в голову сносить его заново. Всего лишь за 7 млн. Ј театр получил улучшенную гидроизоляцию, небольшую косметику стен, дополнительные 60 мест в зале и огромную панель-экран в средней трети башенки.
Лица славы
В 1865-1867 гг. сопродюсером театра был Генри Джеймс Байрон, знаменитый британский драматург (более 150 пьес), прозаик и режиссёр. На сцене Принца Уэльского с многолетним успехом шла одна из самых знаменитых его пьес: «Война ножу».
В 1865 – 1880 гг. театром Принца Уэльского руководила Мэри Эффи Бэнкрофт, реформатор английской театральной культуры, разработавшая каноническое понятие актёрского ансамбля. Там же был актёром и антрепренёром её муж, Сквайр Бэнкрофт. Супружеская чета по окончании карьеры написала мемуары, ставшие бесценным документом эпохи становления современного театра.
Первая английская музыкальная комедия, «В городе» Джорджа Эдварда, была поставлена в театре Принца Уэльского в 1892 г.
Первым рекордсменом-долгожителем среди спектаклей, игравшихся в театре, стал мюзикл «Король Кадонии» (1908 г., 333 представления). Последний рекорд, установленный на сцене театра мюзиклом «Mamma Mia!» (3500 представлений), пока не превзойдён.
4 ноября 1963 г., в присутствии британской королевской семьи, на сцене Принца Уэльского прошёл концерт The Beatles. Тот самый, на котором Джон Леннон обратился к залу со словами: «Для этой песни нам понадобится ваша помощь! Те, кто сидит на дешёвых местах, хлопайте в ладоши! А те, кто на более дорогих, могут просто потрясти драгоценностями!».
В настоящее время в театре работает Джуди Креймер, автор культового мюзикла «Кошки», родоначальница поджанра мюзикла на основе песен легендарных эстрадных коллективов и рок-групп. Последняя подобная постановка, родившаяся на сцене театра Принца Уэльского – мюзикл «Let It Be», на основе песен The Beatles (14 сентября 2012 г. – 19 января 2013 г.).
Несколько прозаических замечаний
Театр Принца Уэльского расположен в районе Вестминстер (Ист-Сайд), на Coventry Street, W1D 6AS.
Телефон театра – +44 (0)84 4544 3830.
Театр готовится к премьере мюзикла «Книга Мормона» от Т. Паркера и М. Стоуна (религиозная сатира, в версии «Театра на Бродвее» удостоен награды «Тони» как лучший мюзикл 2011 г.). Премьера назначена на 21 марта 2013 г.
Расписание представлений: с понедельника по субботу – с 19.30; в среду и субботу – дневное представление с 14.00; воскресенье – выходной.
Стоимость билетов на премьеру – 37,5-67,5 Ј (90 Ј в ложах). Впоследствии можно ожидать снижения цен до 10-37,5 Ј.
Удобнее всего добираться до театра пешком по Ковентри (1 квартал), от Piccadilly Circus, крупной транспортной развязки. Станция метро Piccadilly Circus располагается на пересечении линий Bakerloo и Piccadilly. Номера автобусов, проходящих через площадь – 3, 3, 15, 18, 19, 19, 52, для маршрутов 22, 22, 94 площадь Пикадилли – конечная.